Сунна является таким же доводом в Шариате, как и Коран. Она является откровением от Всевышнего Аллаха. Ограничение лишь Кораном, не принимая Сунну, является явным неверием, что является мнением отступивших от Ислама.

А что касается доказательств того, что Сунна является откровением от Всевышнего Аллаха, то это явно подтверждается Священным Кораном, где Всевышний говорит:

( قُلْ إِنَّمَا أُنْذِرُكُمْ بِالْوَحْيِ )

“Скажи: “Я только увещаю вас откровением”. [21:45]

( إِنْ يُوحَى إِلَىَّ إِلاَّ إِنَّمَا أَنَا نَذِيرٌ مُبِينٌ )

“Мне ничего не было открыто, кроме того, что я - ясный увещеватель”. [38:70]

( إِنْ أَتَّبِعُ إِلاَّ مَا يُوحَى إِلَىَّ )

“Я следую только за тем, что открывается мне”. [10:15]

( إِنَّمَا أَتَّبِعُ مَا يُوحَى إِلَىَّ مِنْ رَبِّي )

“Я только следую за тем, что ниспосылается в откровении мне от моего Господа”. [7:203]

( وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَى إِنْ هُوَ إِلاَّ وَحْيٌ يُوحَى)

“И говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое ниспосылается”. [53:3-4]

Эти аяты, являющиеся категорически достоверными в своем происхождении, и подразумевающие только определенный смысл, охватывают то, с чем пришел Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), что увещевал и говорил, и показывают, что это – откровение, что не может иметь другого объяснения. Таким образом, Сунна есть откровение, подобно и Корану. А что касается того, что Сунне, как и Корану, следовать обязательно, то это ясно выражено в Коране. Всевышний Аллах говорит:

( وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا )

“И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь”. [59:7]

( وَمَنْ يُطِعِ الرَّسُولُ فَقَدْ أَطَاعَ اللهَ )

“Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху”. [4:80]

( فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَنْ تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبُهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ )

“Пусть берегутся те, которые нарушают Его приказ, чтобы их не постигло испытание, или не постигло их наказание мучительное!” [24:63]

( وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللهُ وَرَسُولُهُ أَمْراً أَنْ يَكُونَ لَهُمْ خِيَرَةٌ مِنْ أَمْرِهِمْ )

“Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле”. [33:36]

( فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجاً مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيماً )

“Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью”. [4:65]

( أَطِيعُوا اللهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ )

“Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику”. [4:59]

( إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللهُ )

“Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах”. [3:31]

Все это является ясным указанием на обязательность следования тому, с чем пришел Посланник (да благословит его Аллах и приветствует). Подчинение ему – означает подчинение Всевышнему Аллаху.

Значит Коран и хадис, в отношении обязательности следования тому, что содержится в них, являются доказательствами Шариата. Хадис подобен Корану в этом отношении. Поэтому нельзя говорить: “У нас есть книга Аллаха, из которой мы берем поучения и этого достаточно”, ибо из этого понимается оставление Сунны. Книга Аллаха и Сунна Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) должны быть связанными друг с другом, ибо хадис принимается в качестве довода в Шариате, также как и Коран. Нельзя, чтобы от мусульманина исходило то, что показывает его ограниченность лишь Кораном, без хадиса. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу сделал предупреждение. Передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

( يُوشَكُ أَنْ يَقْعُدَ الرَّجُلُ مِنْكُمْ عَلَى أََرِيكَتِهِ يُحَدِّثُ بِحَدِيثِي فَيَقُولُ: بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ كِتَابُ اللهِ، فَمَا وَجَدْنَا فِيهِ حَلَالاً اسْتَحْلَلْنَاهُ، وَمَا وَجَدْنَا فِيهِ حَرَاماً حَرَّمْنَاهُ، وَإِنَّ مَا حَرَّمَ رَسُولُ اللهِ كَمَا حَرَّمَ اللهُ )

“Скоро человек из вас сядет на свою кушетку, рассказывая хадисы, и скажет: “Между мной и вами книга Аллаха, и что мы найдем в ней в качестве дозволенного – дозволим, а что найдем запретным – запретим. Поистине то, что запретил Посланник Аллаха подобно тому, что запретил Аллах”.

В передаче от Джабира в положении марфуъ  он говорит:

( مَنْ بَلَغَهُ عَنِّي حَدِيثٌ فَكَذَّبَ بِهِ، فَقَدْ كَذَّبَ ثَلَاثَةً: اللهَ، وَرَسُولَهُ، وَالَّذِي حَدَّثَهُ )

“Кому от меня дошел хадис, и он ввел в него неправду, то этим он оклеветал троих: Аллаха, Его Посланника и того, кто передает этот хадис”.

Отсюда будет ошибочным сказать: “Сравним хадис с Кораном, и если он не будет соответствовать Корану, то оставим его”, потому что это ведет к оставлению хадисов, если они придают определенный смысл содержимому Корана, ограничивают его или комментируют его обобщенность.  Такое содержимое в хадисах не соответствует Корану, или его вовсе нет в Коране. Это положение подходит к хадисам, которые дополняют ответвления к основе и то, что содержится в этих ответвлениях в качестве законов, которые не имеются в наличии в Коране. Большинство подробных законов пришли не в Коране, а пришли в хадисах. Поэтому будет неправильным сравнивать хадисы с Кораном, принимая то, что соответствует содержимому Корана, и оставляя все остальное. Хадис отвергается в том случае, если противоречит такому содержимому в Коране, которое может иметь только один смысл. В этом случае такой хадис не принимается из-за содержимого, так как его смысл противоречит Корану. Это подобно тому, что передается от Фатимы дочери Кайса, что она сказала: “Мой муж объявил три раза о разводе со мной во время Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Я пошла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и он не отделил мне ни жилья, ни издержки”. Это сообщение не принимается, ибо оно противоречит нижеприведенному аяту из Корана:

( أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنْتُمْ مِنْ وُجْدِكُمْ )

“Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку”. [65:6]

Значит, такой хадис отвергается из-за его противоречия с содержимым Корана, что имеет достоверное происхождение и единственный смысл. А если хадис не противоречит Корану и содержит информацию, которая не имеется в Коране, или имеет дополнительную информацию к тому, что уже содержится в Коране, то такой хадис принимается также, как принимается Коран. Нельзя говорить: “Нам хватает Коран и то, что содержится в нем”, ибо Аллах приказал следовать им обоим вместе также, как сделал обязательным верить в оба эти источника вместе.

 

Книга “Исламская личность”

 

Читаемое